воскресенье, 13 октября 2013 г.

Нобелевские премии


Награда нашла героев, так можно сказать о вручении Нобелевских премий в этом году. В физике, бесспорно, Нобель достался за бозон Хиггса. Очень интересно видео с официального объявления о научном открытии: http://imbg.livejournal.com/427686.html. Сколько же политики в этих словах: “Мы думаем, что мы сделали это (подтвердили существование бозона), вы согласны?”. Дело в том, что уж очень спешили объявить результаты и сделали это немного раньше, чем досчитали и перепроверили все данные. Объявили в июле 2012, оттуда и видео, а досчитали в марте 2013, поэтому и премия только в этом году. Еще интересно посмотреть на Хиггса, мужчину, который сидит в зале, но не аплодирует вместе со всеми. Мне кажется, что это лучшая иллюстрация на тему: “Я же говорил...”. Десятки лет назад, в 1964 году, он предсказал бозон, хорошо что дожил до экспериментального подтверждения.


В химии дали Нобеля за работы семидесятых годов. Достаточно популярно об открытии изложено здесь: http://biomolecula.ru/content/1315. Я же порадовался списку Российских центров, приведенных в конце статьи, работающих в этой же области, такие знакомые учреждения:
биофак МГУ, студентам биофака я преподавал аналитическую химию, да и вообще, знаком и даже породнен с выпусниками этого славного факультета;
Институт биомедицинской химии РАМН, в нем я проходил стажировку, и вообще, они ведущий центр Протеомики в России, я сейчас работаю в центре Протеомики, но в Виннипеге.
Химический факультет МГУ, я выпускник, а Полина, так вообще, работала в лаборатории Палюлина.
НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ, соединения из лаборатории В.К. Швядаса я анализировал в ходе своей кандидатской работы.
Вот только с Карельским центром поработать, не удалось. 
Нобелевский премий за научные открытия эти научные заведения пока не получили, но работают успешно, а значит, шансы есть.

Штука, за которую выдали премию по химии весьма достойная. Когда работал в Центре перспективных медицинских технологий, я видел результаты работы компьютерных программ моделирования в действии. Это что-то невероятное. Из десятков миллионов соединений, известных и описанных, удалось выделить лист из 10 соединений, пара из которых оказалась потенциально полезными для разработки новых лекарственных средств. Конечно, программы по моделированию биологических и химических систем могут много чего, но я пишу о том, с чем сталкивался сам (с бозоном Хиггса не надо сталкиваться, он столкнется с вами сам).

В медицине и физиологии Нобель достался “юнцам” за работы 80-х годов. Но так как в медицине все и так все понимают*, то и писать про это не буду, тем более, что все уже написали за меня: http://www.biomolecula.ru/content/1263

Теперь запасаюсь терпением в ожидании, когда же премию дадут за “клик-химию”, ученому, родившемуся в СССР, Фокину:http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=64083#.UlgdhngzBvQ. Но он еще молодой, а открытие сделал вообще “вчера”, в 2001 году. По-видимому, Нобеля за это ждать придется не один десяток лет, но открытая реакция гениальна, я использовал ее и получилась хорошая работа, сейчас пробую опубликовать.


*спросите у моей двоюродной сестры – кандидата медицинских наук, как лечатся пациенты и чьи советы принимают во внимание, врачей и ученых, или соседки по подъезду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий